Центральный офис (Москва)
+7 (495) 504-25-06
Отдел розничных продаж
+7 (495) 555-51-01
E-mail: info@dipos.ru
Новости и публикации
Группа компаний «ДиПОС»
05 ноября 2001

Практическая логистика от трейдера

Как известно, в России даже идеально выстроенные теоретические схемы зачастую не работают. Чтобы узнать, каким образом ведется логистическая деятельность на российских металлобазах, мы решили обратиться в компанию «ДиПОС».

На сегодняшний день она располагает развитой сетью металлобаз и складов, находящихся в различных регионах России. 

Сортамент металлопродукции, предлагаемой компанией, весьма широк: листовой прокат черных металлов, гнутые профили, балка, швеллер, арматура, катанка, различные виды труб и многое другое. В Московском регионе компания имеет две свои основные металлобазы — в городке Лыткарино Люберецкого района. Именно на них мы и решили отправиться.

Лыткарино находится всего в нескольких километрах от Московской кольцевой автодороги. От грузовой станции Люберцы сюда протянута железнодорожная ветка, что делает доставку металла с заводов весьма удобной. С другой стороны, такое расположение металлобаз очень привлекательно как для московских клиентов, так и для людей, приезжающих покупать металл из различных районов Подмосковья.

У ворот Сервисного металлоцентра ДиПОС (именно так правильно называется металлобаза, на которую мы приехали) нас встретил ее генеральный директор С. Канавский.

Первая металлобаза компании появилась в Лыткарине в 1998 году. Металлоторговцы пришли на подготовленную площадку (раньше здесь располагалась база Мособлстройкомплект), на которой, тем не менее, многое пришлось доводить до ума. Бизнес стремительно развивался. Соответственно увеличивалось и количество металла, проходящего через металлобазу. Были времена, когда на ее территории единовременно хранилось 25 тыс. т металлопродукции. Количество предлагаемых позиций доходило до 400. В тот момент ДиПОСовцам пришлось столкнуться с серьезными проблемами.

«Каждый день через нашу базу проходило в среднем 140 грузовиков, — рассказывает С. Канавский, — работать в таких условиях было очень тяжело. Во-первых, достаточно трудно правильно складировать 400 видов сортамента. Зачастую приходилось „печь пироги“, т.е. укладывать в одну стопку различные марки металла. Во-вторых, мы просто физически не успевали загружать все автомашины. Даже после того, как база перешла на график работы без обеда и выходных, погрузка часто затягивалась далеко за полночь. А ведь надо было еще и обрабатывать вагоны, приходящие с заводов-производителей. Все это привело к тому, что мы стали просто захлебываться при выполнении заказов. Естественно, что многие клиенты, недовольные многочасовыми пробками, начали обращаться к другим поставщикам».

Именно тогда в компании пришли к осознанию того, что для решения проблемы необходимо открыть в этом районе вторую металлобазу. Новую территорию удалось найти буквально в 5 км от первой.

«Сначала это была контейнерная площадка железной дороги, которая нас спасла, но ненадолго, — рассказывает С. Канавский. — После этого наши взоры обратились на прилегающую к ней территорию. Это была большая свалка металлолома и железобетонных изделий, образовавшаяся на территории бывшей воинской части. Данную территорию пришлось полностью очищать и обустраивать буквально с нуля. Для строительства новой металлобазы в штат компании были приняты дополнительные работники. В течение нескольких месяцев они терпеливо разбирали завалы и протягивали пути для кранов. Площадка постепенно прирастала в длину и вскоре достигла 280 м».

После того как вторая площадка была окончательно освоена, у менеджеров сервисного металлоцентра появилась возможность упорядочить расположение металла. Делалось это следующим образом. В первую очередь отпускался металл, который был складирован в наиболее неудобных и неправильных местах. В то же время принимаемая продукция, наоборот, располагалась на строго определенной территории. Порядок удалось навести в течение примерно трех месяцев. Сегодня месячный оборот двух площадок составляет 40 тыс. т. При этом 90% металла лежит именно так, как задумывалось.

Первоначально на СМЦ пытались пригласить специалистов-логистиков со стороны. Однако вскоре выяснилось, что даже самый квалифицированный специалист не может решить поставленную перед ним задачу, не поняв до конца специфику работы металлобазы и особенности металлоторгового бизнеса в целом. В результате менеджеры СМЦ каждый день по двенадцать часов сами наблюдали за разгрузкой и погрузкой, пытаясь понять, как наиболее логично расположить металл на площадке.

Понимание этого приходило постепенно. Начали с простого — организации погрузки машин. Одновременно на базе могут грузиться три грузовика (по количеству козловых кранов). Первоначально было решено сделать для них специальные карманы длиной примерно 30 м. Вскоре, однако, выяснилось, что далеко не каждый водитель в состоянии вписаться в это пространство. В результате от карманов пришлось отказаться и проложить дорогу, на которой суперМАЗы могут обгонять друг друга. Конечно, это привело к потерям в площади, но позволило выиграть на ускорении обслуживания клиентов. Еще месяц ушел на то, чтобы приучить водителей прижиматься к правой стороне дороги. Казалось бы — мелочь, однако именно благодаря четкой организации проезда удалось решить проблему заторов.

Вторая задача, с которой столкнулись на металлобазе: как сделать так, чтобы краны ни минуты не простаивали, а грузовикам не приходилось сдавать назад для загрузки той или иной продукции.

«После долгих наблюдений, — рассказывает С. Канавский, — мы пришли к выводу, что все три крана должны быть взаимозаменяемыми. Если один из них ломается — он тут же загоняется в тупик. В свою очередь, другой кран может охватить освободившееся пространство. Затем мы разбили всю территорию на три зоны, в каждой из которой складированы строго определенные виды металлопродукции. Выглядит это так. На въезде лежит толстый лист. Соответственно он грузится на дно кузова автомобиля. Там же складируется балка. На выезде находится металл, который должен грузиться в кузов сверху. В данном случае это катанка и сетка. В середине базы мы расположили профильные трубы и гнутые профили. Что касается арматуры, то она равномерно складирована по всем трем зонам, так как это наиболее популярный сортамент нашей компании».

По словам С. Канавского, существует еще одно правило — наиболее ходовой металл должен быть как можно более доступен. В случае данного СМЦ таким металлом является арматура, которую располагают между опорами кранов.

На консоли, наоборот, находится менее ходовой металл. Вообще надо заметить, что на лыткаринских базах ДиПОСа стараются максимально упорядочить работу. Например, весь металл складируется таким образом, чтобы сразу были видны бирки с названием завода-изготовителя. Другое новшество заключается в том, что менеджеры компании договариваются с железнодорожниками о том, в каком порядке вагоны должны приходить на базу, самым тщательным образом оговаривая места разрывов.

Существует и еще один очень важный момент — упорядочивание металла между двумя базами. На первой («старой») площадке складируется товар для небольших клиентов. В качестве таковых здесь рассматриваются те, кто покупает металл мелкими партиями, хотя при желании продукция может отгружаться даже поштучно. В свою очередь, на второй металлобазе обслуживаются крупные строительные и промышленные предприятия. Крупные клиенты покупают здесь по 15-20 т металла. Средними клиентами на базах считают тех, кто увозит 5-10 т.

Что касается распределения складируемой продукции по тоннажу, то на новой площадке в настоящий момент находится 4 тыс. т листа, 3 тыс. т балки, 1,5 тыс. т швелера, 1 тыс. т уголка, 15 тыс. т арматуры, 0,5 тыс. т катанки, 1,5 тыс. т гнутых профилей. На первой же металлобазе единовременно складированы 11 тыс. т холодного листа, 2 тыс. т оцинковки и профнастила, 3 тыс. т полосы, квадрата и уголка, 1,5 тыс. т катанки, 2 тыс. т кругов (включая конструкционный), 1,3 тыс. т профильной и мебельной трубы. Здесь же в небольшом количестве имеются нержавеющий лист, шпоночный материал, шестигранник, гвозди, электроды и сетка.

«В принципе, нам удалось добиться того, что мы хотели, на 90%, — говорит С. Канавский. — В сфере логистики у нас остался не такой уж и большой потенциал, хотя всегда приходят новые мысли. Я думаю, что сейчас главная задача заключается в совершенствовании работы персонала». Произнося слово логистика, Станислав Александрович улыбается.

«Понимаете, это ведь очень широкое понятие. Сложно давать кому-либо советы по логистике, не „поварившись“ внутри того или иного бизнеса, того или иного склада. Применительно к нашей деятельности я бы определил логистику как грамотное расположение материала, обеспечение правильного режима работы, расчет оптимального количества персонала. Т.е. это оптимальный подход ко всему комплексу работ, которые происходят в определенный момент на данном участке. В принципе, если говорить о неком экономическом эффекте от внедрения правильных логистических схем, то он может достигать 25%. Я имею в виду случай, когда необходимо пройти путь от хаоса до четко работающей схемы. Путь этот нелегкий, однако нашим металлобазам удалось его преодолеть. И хочу добавить, наверное, совершенству нет предела».